В Чухломе мне хотелось побывать давно. С тех пор как, изучая карту СССР, я нашел в Костромской области маленький кружок с этим странным и немного смешным названием. Чу-хло-ма.
В мае этого года я, наконец-то, добрался до Чухломы. На первый взгляд, это даже не городок, а большая деревня. Но деревня без спеси и фанаберии, живущая спокойной и неторопливой жизнью, как жили в ней деды и прадеды нынешних… Так, минуточку! Жители Осташкова - осташи, Старицы – старичане, Торжка – новоторы, а вот как зовут тех, кто живет в Чухломе? Забыл спросить.
Чухлома от Галича в 50 километрах. Час езды на автобусе. Но на автобус билетов не было, а стоять целый час не хотелось. Я взял билет на маршрутку Галич-Вига, которая идет через Чухлому. В маршрутку вместе со всеми сел мужичок лет пятидесяти, загорелый, как пират Карибского моря (где он успел так загореть в мае?). Мужичок был абсолютно пьян, хотя было еще 10 часов утра. Минут десять он объяснял пассажирам маршрутки, что едет в Чухлому праздновать 100-летний юбилей своей бабушки, потом откинулся на спинку кресла, и посопев, заснул.
На середине пути маршрутка притормозила, и водитель, крикнул в полуоткрытое окно: «Подвезти?». Я посмотрел налево и увидел на обочине дороги странную процессию. Впереди шел молодой, раскрасневшийся парень, с небольшой бородкой. На вид ему еще не было тридцати. На голове у него было что-то вроде черной монашеской скуфейки, на ногах белые кроссовки, а перед собой он держал большую икону. За ним шел высокий изможденный мужик лет пятидесяти, в больших очках, со смешной козлиной бородкой. В руках мужик держал хоругвь. Последней шла молодая женщина в длинной черной юбке, темном плаще, в платке, надвинутом на лоб. За спиной у нее висел небольшой рюкзак, а в руках она держала икону, но не такую большую, как у того парня, что шел впереди, а поменьше. Парень, услышав вопрос водителя, помотал головой, и мы поехали дальше. Через несколько десятков метров мы обогнали двух девушек, замотанных в платки, в длинных черных юбках и с небольшими рюкзаками. Видимо, они шли вместе со всеми, но так как они ничего не несли, то обогнали остальных. Потом я понял, что, видимо, это были паломники, шедшие в Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь за Чухломой (до Троицы оставалось несколько дней).
60 километров пешком: как человек, немало походивший пешком, я зауважал этих людей.
В центре Чухломы было многолюдно. Народ ходил из магазина в магазин, в нескольких местах разложили свои товары современные коробейники, приехавшие на стареньких «Жигулях» и «Москвичах». Продавали они обувь, одежду и яркие искусственные цветы. Народ, готовясь идти на Троицу на кладбище, цветы раскупал хорошо.
Магазин «Фламинго»!.. Одежда из Европы!..
Небольшой крепкий домик косился на странные вывески и недоумевал, кому понадобилось везти в Чухлому одежду из Европы?